Wanderer (lair) wrote,
Wanderer
lair

  • Music:

Об указании сложности танца в бальной книжечке

После долгой дискуссии в чужом ЖЖ, решил вынести обсуждние сюда.

Итак, о чем идет речь?

Как я случайно узнал, в бальном сообществе долго вынашивалась, просилась, а потом была реализована и одобрена идея с указанием сложности танца в бальной книжечке. Сторонниками идеи утверждается, что это хорошо, поскольку позволяет определить, насколько труден незнакомый танец, и стоит ли в него входить.

Моя оценка этой идеи вместе с аргументами - под катом. А что думаете вы?

Итак, с моей точки зрения, у этой идеи есть несколько проблем, как минимум одна фундаментальная и как минимум одна - техническая. Если вторая, теоретически, имеет решение, то первая, как мне кажется, решения не имеет. Но ко всему в свое время.

На всякий случай, развернутое пояснение идеи (в конце концов, может быть, окажется, что я ее неправильно понял?): в бальной книжечке напротив каждого танца указывается степень его сложности (например, "простой", "средний", "сложный"). К сожалению, я пока не видел развернутого комментария от собственно реализаторов идеи, но ее сторонники приводят приблизительно следующее преимущество: танцор, приезжая на бал, и видя незнакомые названия в бальной книжечке, не может оценить, стоит ли вставать в незнакомый танец. Указание сложности должно ему помочь. Вероятно, предполагается, что танцор сопоставит свой уровень с уровнем танца и примет скорректированное решение.

Что касается моей позиции, то сначала надо оговорить те тезисы, исходя из которых я выношу свою оценку. Возможно, в одном из этих тезисов я неправ, и тогда стоит проводить оценку заново. К сожалению, простая идея "в незнакомый танец вставать не стоит" даже мне самому кажется недостаточно аргументированной для того, чтобы выносить какие-то более-менее публичные суждения.

Итак, из чего я исхожу. После отбрасывания всяческие эстетические и морально-этические критерии (в конце концов, договориться о них слишком сложно), остается два пункта.

Во-первых, вне зависимости от класса танцоров, начиная с определенного их количества в зале, танцевать становится сначала некомфортно, потом неудобно, а затем и вовсе невозможно. Заметим, я говорю не о каких-то эфемерных вещах навроде "эстетического интервала между парами" или "дистанции безопасного следования", а о вполне реальных проблемах, возникающих при физическом переполнении зала.

Возьмем, скажем, алеманды. Начиная с определенного количества людей даже в зале ЦДРА (насколько я знаю, это наибольший доступный сейчас зал) возникают проблемы как при перемещении людей наружу из колонны, поскольку соседняя колонна стоит слишком близко, так и в рамках рисунка танца, поскольку люди в колонне стоят слишком плотно, и при встречных сменах места для прохода между соседними кавалерами просто не остается.


Иными словами, начиная с некоего момента, добавление людей на паркет (при фиксированном зале, это реальность), ни в коем случае не делает танец лучше, а только добавляет неудобства танцующим. По моим ощущениям, на тех балах, на которых я был, для большей части широкоизвестных танцев этот порог численности уже достигнут.

Во-вторых, некоторые танцоры, не зная танец в достаточной мере (или просто ошибившись), способны не только выставить себя не в лучшем свете, но и нарушить рисунок движения соседних пар. Понятное дело, что когда такая ошибка встречается на твоем пути единожды, ее возможно проигнорировать. Но начиная с определенного количества таких ошибок, их игнорирование начинает занимать больше усилий, нежели сам танец - приносить удовольствия.

Варианты ошибок (и нарушения движения) варьируются в черезвычайно широком диапазоне, от вполне безобидных, навроде легкого столкновения пар в вальсе, до весьма неприятных, но обходимых, навроде нарушения порядка смены пар в танце с переменой партнеров, перепутанного направления движения кавалеров в черной алеманде и "коробочки" в вальсе, и даже до очень неприятных, навроде полного разрушения сета в контрдансе и падения пары в вальсе.


Тут логическая цепочка чуть сложнее, нежели в первом случае. Я думаю, не вызывает сомнения тот факт, что начиная с определенного количества ошибок в зале, их влияние на атмосферу бала и получаемое удовольствие превысит критическую величину, и это перестанет быть приятным времяпрепровождением (скажем, сколько раз дама готова упасть за бал - причем не по вине своего кавалера, а по вине соседей?). Конечно же, все значения здесь черезвычайно субьективы, кому-то и десяток падений не испортит праздника, а кого-то и единожды отдавленная нога заставит уехать домой; но, все же, стоит согласиться - начиная с некоторой величины любой человек начнет раздражаться.

Далее следует простое, в общем-то, скорее математическое заключение: чем больше людей на паркете, тем с большим количеством ошибок за бал мы столкнемся - исходя из того, что все люди делают в среднем одно количество ошибок за бал. Однако же в реальности, некоторые люди (обычно это те, кто знает танец хуже или имеет меньше опыта) ошибаются чаще.

Иными словами, начиная с некоего момента, добавление людей на паркет, а особенно - людей, неуверенно себя чувствующих в танце, не делает танец лучше, но добавляет неудобство танцующим. По этому критерию, как мне кажется, на вальсах порог численности близок к критическому (количество наблюдаемых и переживаемых мной столкновений переходит из графы "можно пережить" в графу "начинает раздражать"), для остальных танцев я не возьмусь судить.

Выходит, что, исходя из двух вышеописанных причин, добавление новых людей на паркет (а в особенности - людей, незнакомых с танцем или неуверенно себя в нем чувствующих), либо уже сейчас приносит больше вреда, чем пользы, либо начнет так делать в некоем будущем (как мне кажется, в последнее время количество танцующих увеличивается, а не уменьшается).

Отмечу сразу, что я не призываю запрещать кому-то выходить на паркет. Я всего лишь пытаюсь придумать, как уменьшить количество одновременно танцующих людей, причем, по возможности, в первую за счет тех, кто создает проблемы окружающим.

Я не спорю, что подобный подход отдает жестокостью и кастовостью. Несомненно, если запретить неумелым людям выходить на паркет, то они так никогда и не станут умелыми. К сожалению, я не вижу готового способа решить эту проблему. Могу разве что отослать к опыту некоторых милонг, на которых "принято считать", что первый час или два - это время для новичков, когда на паркете посвободнее, движение происходит медленнее, да и музыка может быть попроще. Более же опытные танцоры приезжают позже. Нет, никто специально новичков после этих часов не гонит.


А вот теперь рассмотрим, какой эффект оказывает приведенная выше идея (надеюсь, вы еще не забыли, о чем идет речь). Некий танцор, незнакомый с танцем (иначе зачем бы ему пометка), получает приглашение на этот танец - или же просто сам хочет потанцевать на один танец больше. Посмотрев в книжечку и увидев маркировку "легкий", он решает выйти на паркет. Увидев маркировку "сложный"... что ж, надеемся, что он решает не выйти на паркет.

Что получается? На "простых" танцах мы получаем увеличение на паркете количества людей, не знающих танца (маркировка дает человеку дополнительный стимул "это просто, ты справишься"). Обращаю внимание, что именно на "простых" танцах - если маркировка совпадает с реальной сложностью освоения танца, а не с некоей другой высшей идеей, о которой чуть позже - количество людей на паркете максимально, просто в силу легкости их освоения до бала.

На "сложных" танцах в лучшем случае мы получаем уменьшение на паркете количества людей, не знающих танца (маркировка дает человеку дополнительное предостережение "ты не справишься"). К сожалению, в силу своего врожденного пессимизма, я не верю в лучшие случаи.

Итак, суммарный эффект, который нам даст маркировка в лучшем случае - повторюсь, при лобовой градации танцев: количество людей и ошибок на "простых" танцах возрастет, количество людей и ошибок на "сложных" танцах несколько уменьшится (следует отметить, что для большей части людей предостерегающее замечание обычно несет меньший эффект, нежели одобряющее, отсюда и разница в притоке на "простых" и оттоке на "сложных"). Причем в первую очередь приток будут составлять именно неопытные танцоры, поскольку опытные в среднем банально лучше знают танцы и, как следствие, меньше нуждаются в подобной маркировке. Более того, повысится приток неопытных пар, поскольку пара, в которой хотя бы один их участников знает танец в достаточной мере, существенно меньше нуждается в подобных маркерах.

Отметим, кстати, что тут есть один любопытный нелобовой способ применения маркировки: маркировать "простыми" те танцы, которые наименьшим образом постарадют от введения неопытных танцоров, то есть танцы с минимумом взаимодействия между парами и танцы, на которых и так мало людей, а "сложными" - те, которые пострадают больше всего. Впрочем, насколько я понял из реплик сторонников этой идеи, они классифицируют танцы иным образом.


Собственно, именно этот приток - и есть та фундаментальная проблема, с которой я начал разговор. Теперь о технической.

Техническая часть проблемы очень проста - как выставлять градацию танцев (если не рассматривать описанный мной выше "нелобовой" способ)? Беда в том, что понятие "сложность" для танца черезвычайно нелинейно и очень во многом опирается на ту подготовку, которая есть у танцора.

Самый правильный способ - это оценка сверху. Иными словами, как "легкие" маркируются только те танцы, которые может станцевать без подготовки любой гость бала, причем - без ведения опытным партнером. Но при таком раскладе среди "легких" останется исчезающе малое количество танцев, поскольку в большей части старинной программы есть какие-нибудь места, представляющие определенную сложность, и схема потеряет весь смысл.

Способ, на который, как мне кажется, ориентировались сторонники системы, несколько менее однозначен. Для людей, разбирающихся в танцах, не составляет секрета тот факт, что танцы в рамках родственных групп (например, контрдансы, фигурные вальсы, алеманды) обычно основаны на некоем достаточно ограниченном наборе фигур. Тогда для танцора, знающего фигуры, но не знающего схему конкретного танца, при известном умении (или при наличии ведущего партнера), станцевать такой танец обычно действительно не составит труда. Беда лишь в том, что подобная маркировка не укладывается в рамки описанной схемы трех градаций.

Например, для того, чтобы указать на родственную фигурную базу, можно было бы ввести систему обозначений навроде "Фигурный вальс - легкий", "Контрданс - легкий". И листовку с примечанием, объясняющим, что "легкий" - это для того, кто знает фигуры соответственно фигурного вальса или контрданса.


В итоге, я - возможно, в силу ограниченности - не вижу пока адекватного задаче способа маркировки танцев. И это составляет техническую проблему.

А что же, все-таки, думаете вы?
Tags: balls
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 224 comments