Wanderer (lair) wrote,
Wanderer
lair

Backstage - пикториализм

Не смущаясь заслуженной критики, продолжу свои рассказы.

Второе наше задание не было конкретным (будем честными, первое тоже не было, но все почему-то снимали дагерротипы), и к моменту, когда подошел срок нашей практики, выбор у нас был большой - вплоть до конца пикториалистских техник и всех альтернативных печатных процессов. Мы, в итоге, решили взять более-менее классический пикториализм, без особых художественных изысков типа ручной тамповки, как в бромойле. В конце концов, рисовать я никогда не умел, и учиться пока не собираюсь.

Вообще, пикториализм - это именно художественное течение в фотографии (а не техника, как дагерротип); границы его весьма широки и размыты (собственно, оно существует до сих пор), а техник и процессов оно под собой скрывает неимоверное множество. Но центральная идея пикториализма очень проста и понятна - это стремление максимально приблизить фотографию к "другим изобразительным искусствам", ценою ухищрений как при съемке, так и при печати. Забавна, кстати, одна из крайностей раннего пикториализма - это повтор известных картин фотографическими средствами (например, "Источник" Анни Бригман).

В данном случае в библиотеку Конгресса мне идти не понадобилось: у меня на полке стоит ташеновское издание полного собрания Camera Work Штайглица, одного из видных участников движения, где я и нашел, с превеликой радостью, показанную слева модельную фотографию: Lilac Buds: Mrs. S. Эдварда Стайхена, 1906 год, техника фотогравюры.

Ни о каких общих технических средствах, естественно, речи идти не может (если кто-то вам скажет, что пикториализм - это обязательно монокль или иная мягкорисующая оптика, не верьте), поэтому мы подражали конкретной карточке. Итак, что мы на ней видим?

Во-первых (ровно вопреки тому, что я сказал выше), мягкорисующая оптика. Только не бросайтесь сразу за своими моноклями и лензбейби: вспомните, что это рубеж веков, узкого формата нет, средний только что придумали, и снимают это все не на него. Значит, картинка нерезкости, которую на нашей бедной камере даст настоящий монокль, опять будет слишком мягкой (помните эксперимент в прошлой сессии?). Я в итоге снимал на специально рассчитаный для узкого формата 135/2.8 SoftFocus, и все равно надо было держать себя в руках, чтобы не получить излишнего тумана. На картинке в начале поста софтфокус выключен (чем хорош этот объектив - у него регулируется степень размытия), на картинке справа - включен (только не помню деления), и мне до сих пор кажется, что первая - больше в стиле.

Особо интересующимся рекомендую поиграться со всякими программными эмуляторами мягкорисующих объективов, которых сейчас есть в виде плагинов к фотошопу. Там можно управлять чем угодно и как угодно, и даже пытаться построить модель "как бы выглядела наша картинка, если бы ее сняли на 18х24 на имагон". Мне было лень, и я люблю 135/2.8 SF.

Во-вторых, снова невысокий контраст (и на этот раз я смотрю на картинку в приличном издании, и точно уверен, что это приблизительно то же самое, что и в оригинале, а не дефект сканирования для интернета). Растет он много откуда - и от оптики, поскольку большая часть мягкорисующих объективов малоконтрастна, и он процесса печати, и, что самое главное, от художественного взгляда фотографа; потому что если бы он хотел иначе, он бы снимал и печатал и резко, и контрастно, что прекрасно видно в его фотографиях для Vogue. Так что нам надо это учесть и при выставлении света, и при последующей обработке.

В-третьих, раз уж мы это помянули, свет. Съемка отчетливо на улице (либо в оранжерее, что намного менее вероятно), причем тени достаточно жесткие - но лицо не потеряно (небесный свет). Ничего фундаментально сложного, в чем-то даже проще, чем воспроизводить мансардные окна.

Намного больше трудностей нам доставили кусты. Оранжереи у нас под рукой не нашлось, ехать в лес нас заломало, особенно учитывая, что погода была еще нелетная, так что мы нашли пару спиленных деревьев, отгрызли от них веток, и устроили фикусы в студии. Каждый развлекается как может. Ни одно живое дерево не пострадало, честное слово.

Немаловажное (и не вполне очевидное) примечание, кстати: все съемки, что эта, что предыдущая, что следующие две, шли на постоянном свете. Нет, не потому, что я не умею мерять импульс, а потому, что такова природа света в картинках, которым мы подражаем.

Наконец, четвертый пункт, для самых внимательных - это фактура картинки. Я, надо сказать, долго ломал голову, прежде чем понял, откуда она берется (поскольку, к сожалению, то ли нам не сказали, то ли я прослушал детали технического процесса фотогравюры), ведь зерна такого размера на форматном отпечатке быть не должно. Общая идея, как выяснилось, очень проста - чтобы на доске, которой и делается отпечаток, задерживалась краска, на нее наносится тиснение (посредством специального экрана под названием меццотинт или акватинт, помещаемого между картинкой и доской при экспозиции) - это тиснение и придает картинке характерную шероховатость, причем эта шероховатость, с одной стороны никак не связана с мягкостью оптики (и поэтому остается резкой), а с другой стороны - одновременно прячет существующие мелкие детали и создает видимость новых (как зерно или шум).

В принципе, на основании вышесказанного (и взгляда на картинку) построить обработку - задача вполне простая и прозрачная; 90% проблем прячется именно в стадии отыскания реперной картинки, вычленения из нее и из описания соответствующих процессов тех деталей, которые оказывают в нее наибольший вклад. Ну и, конечно, подбора модели - здесь знакомства снова важнее всего остального: понятия не имею, что бы я делал без совершенно прерафаэлитской ginger_miri.

Напоследок еще раз обращу ваше внимание на тот факт, что у пикториализма очень много различных технических трактовок, и использовать один и тот же набор приемов как минимум ошибочно. Помните, что мы взяли конкретную картинку, и повторили ее. Понравься мне другая картинка - практически все было бы совершенно иначе (чего нельзя сказать о дагерротипе, где "формула" решения практически всегда почти одна и та же, детали различаются несущественно).

В главной роли: ginger_miri. В съемках так же принимали участие: Настя Тарантина - ассистент по свету. Ножовка любезно предоставлена компанией Leatherman.

Tags: backstage, photo
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment