Wanderer (lair) wrote,
Wanderer
lair

Backstage - дагеротипия

Шахразада малость призаснула… ну ничего, бывает. Постараюсь исправиться.

Первое наше домашнее задание, что вполне логично, было связано с одним из самых ранних фотографических процессов (и порожденным им стилем, конечно) - дагеротипией.

Не вдаваясь в излишние технические детали, дагерротип - это картинка (на самом деле - негативная, но благодаря тому, что она рассматривается в отраженном свете - позитивная) на серебряной пластине. Поскольку это очень ранний процесс, почти у всех сохранившихся картинок можно выделить некоторое количество характерных элементов (большую часть из которых можно видеть на картинке слева, которую мы раскопали в качестве своего образца).

Куда идет [неразборчиво, зачеркнуто] олдовый ролевик, когда ему нужны картинки со странным? Правильно, в публичный зал Библиотеки Конгресса. Кроме видео с танцами, там еще можно найти невперенных размеров коллекцию сканов с американских дагерротипов второй половины XIX века, причем в очень хорошем разрешении, аккуратно каталогизированную и разобранную. Все мои материалы, которыми я пользовался в этом задании (и все картинки в этом посте кроме отчетливо моих) - оттуда.

Так вот. Что было в дагерротипе и откуда оно росло?

Во-первых, освещение: только и исключительно естественный свет. По большей части это "студии северного неба", то есть освещение через стеклянные мансардные окна. Но! Вопреки расхожему мнению, это освещение контролируемое - на гравюрах и снимках студий отчетливо видны и шторы, и более локальные затенители, и зеркала для подсветки (один из характерных элементов - затенитель, проецирующийся на голову модели и стену за ней). Понятное дело, что мы снимаем в студии, и никакого северного неба у нас нет, особенно в восемь вечера весной; но сымитировать большой рассеянно-направленный источник высоко сбоку особого труда не составляет. Все остальное - ассортимент любой студии.

Во-вторых, выдержка: очень длинная. То есть, википедия пишет про 15-30 минут, но это чистый садизм, никто этого сейчас не выдержит, разве что из археологического интереса. А опыт показывает, что 5-10 секунд вполне достаточно, чтобы фотография приобрела все видимые артефакты "длинной съемки" - напряженность позы, фиксированный взгляд, неизбежное размытие контуров и тому подобное.

Интересно, сколько людей обратило внимание на 5s в исходном посте с картинками?

В-третьих, антураж и поза: все устроено так, чтобы человеку было максимально удобно пробыть в одной позе ту самую длинную выдержку. То есть понятно, что стоячие кадры черезвычайно редки (хотя yours truly, как известно, вполне успешно простоял 8 секунд при съемке на амбротип, и ничего, все живы), в основном все сидят, а еще лучше - на что-то опираются; на весу не оставляется ничего. Собственно, наш (очень простой) сетап вкупе с помянутым выше теневым рисунком можно видеть справа; ничего оригинального мы не изобретали, да и незачем.

В-четвертых (я еще не сбился?), техника. Вопреки общепринятому мнению, тогдашняя оптика обладала достаточной разрешающей силой, чтобы нарисовать резкую картинку на пластинке - не надо забывать, что пластинка-то большая, увеличения никакого нет, поэтому требования к линиям совершенно другие. Собственно, посмотрите на образцовую картинку выше, она абсолютно резкая (правда, это сравнительно поздний дагеротип, годов 80-ых).

Нет, не подумайте лишнего, я не поленился и поэкспериментировал с моноклем, благо он у меня был. Результат - слева, лучше посмотрите в полном размере. Мораль опыта: даже на полном кадре монокль не имеет ничего общего с "несовершенной" форматной оптикой, не надо даже и прыгать. В итоге снимали на 70-200/2.8, вот тогда картинка похожа.

Еще из занятного: при этом освещении фокусироваться на монокль, особенно тот простенький, который был у меня, особенно закрытый до f/8, практически невозможно - на матовом стекле вообще ничего не видно. Я плюнул и фокусировался по экрану ноутбука, благо, камера умеет live view, и это было единственным способом куда-то попасть.

В-пятых (вроде, не сбился), несомненно, подбирайте модель и костюм. Мне повезло, я уже имел опыт работы с прекрасной enida аккурат в этом контексте, и точно знал, что у нее есть платье "приблизительно этого периода" (дорогие реконструкторы, пожалейте мои уши, я знаю, что мы промахнулись где-то лет на двадцать и попали уже на увядание дагерротипа, но, честное слово, это же не важно?). Как я уже говорил раньше, для подобных съемок очень удобно быть ролевиком или хотя бы иметь связи. У меня связи были, я ими воспользовался: profit!

Наконец, в шестых, свойства процесса и носителя - то есть, look and feel результирующей картинки. Для сравнения, справа картинка до обработки.

Что тут надо держать в голове? Для начала, у дагерротипа меньше динамический диапазон - у него не бывает белой точки, и весьма странная точка черного. В этом вопрос, кстати, надо еще держать баланс с чувством прекрасного, потому что если сделать "аутентичную" картинку, то по современным меркам она будет вялой. Учитывая, что отдаем мы ее не аутентистам, можно и пожертвовать малость. Далее, дагерротип черезвычайно подвержен всяческим повреждениям, как механическим (царапины), так и химическим (паразитные засветки, окисления и так далее).

Наконец, надо помнить, что дагерротип никогда не мог существовать сам по себе, в виде отдельной пластины - это всегда оформленная работа, в рамочке или какой-то другой форме подаче. Соответственно - берем подходящую рамочку, фотошоп, ну и вы меня поняли.

Я ведь уже писал про Библиотеку Конгресса? Мне, в отличие от однокурсников, было лень брать пластиковую пластину, тереть ее о джинсы до получения живописных царапин, а потом сканировать, так что я просто взял готовую. Экономьте ваше время.

Да, кстати. Никогда не рисуйте царапины кисточкой в фотошопе, какой бы прекрасной она не выглядела. Всегда будет выглядеть искусственно. Хотите порисовать - идите в бромойль, там можно.

И еще раз стати, дагерротип никогда не бывает большим. Поэтому работайте, печатайте и показывайте что-нибудь вроде 10х15-13х18, никак не больше (но при этом не забывайте, что у серебряного покрытия пластинки разрешение побольше 300dpi, так что ни за что не пренебрегайте деталями).

Вроде бы, ничего не забыл. Забыл - спрашивайте, я под конец малость запутался и потерял нить рассуждения.

В главной роли: enida. В съемках так же принимали участие: Настя Тарантина - ассистент по свету и a_qu - ассистент по костюму и прическе.

Tags: backstage, photo
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments